С 1 июля 2016 года организациям дается 10 дней с момента возникновения обязанности по представлению налоговой декларации в электронном виде, чтобы заключить договор с оператором электронного документооборота и получить квалифицированный сертификат электронной подписи.
Если это не сделано, налоговики вправе заблокировать счет организации в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения.
Электронную квитанцию о приеме документов, которые налоговые органы направляют при реализации своих полномочий, организации обязаны передать по ТКС налоговому органу в течение шести рабочих дней. Этот срок отсчитывается от даты, зафиксированной в подтверждении оператора ЭДО, которое формируется, когда налоговые органы отправляют в организацию требование.
Если это не сделано, налоговый орган вправе приостановить операции по счетам (п. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 No 134-ФЗ).

Такие санкции предусмотрены по следующим документам,
направляемым налоговым органом:
— требование о представлении документов
— требование о представлении пояснений
— уведомление о вызове в налоговый орган
Что касается других документов от налогового органа, то компании обязаны обеспечить их прием, но санкций за неотправку квитанции не предусмотрено.

Согласно порядку, утвержденному в апреле 2011 года Приказом ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@, электронные документы, составленные в установленных форматах, могут быть представлены по требованию налогового органа по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
На данный момент такие форматы существуют для счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж, товарной накладной по форме ТОРГ-12, акта приемки-сдачи работ (услуг),.

После вступления в силу Приказа ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@, утвердившего новый формат xml-файла описи документов, появилась возможность представить по ТКС и xml-файлы, и бумажные документы в виде скан-образов (в форматах jpg, tif, pdf).  Новая опись действует с 01.06.17.
Подробнее мы писали в соответствующей статье. Таким образом, по ТКС можно направлять не только электронные документы, но и документы, изначально составленные на бумаге.

Если бухгалтер получил электронное требование о представлении документов, ему достаточно: 

  • сформировать и отправить через спецоператора связи квитанцию о приеме, которая служит уведомлением о доставке требования;
  • составить электронную опись в xml-формате и прикрепить к ней документы. Электронные документы в xml-формате можно прикрепить к описи сразу. Бумажные нужно отсканировать (или выгрузить из электронного архива) и перевести в форматы tif, pdf или jpeg;
  • сформированный пакет документов подписать сертификатом электронной подписи и направить в инспекцию по ТКС.

Представить как электронные, так и бумажные документы через интернет сегодня можно в любую налоговую инспекцию РФ.

Как избежать неприятностей?

  1. Обеспечьте прием документов от налоговой. Если есть обязанность сдавать декларацию по ТКС, то есть и обязанность принимать по ТКС документы от налоговой. Необходимо гарантировать их прием. Для этого компании нужно обеспечить постоянное подключение хотя бы к одному оператору ЭДО по представлению отчетности.
  2. Проверяйте сообщения от налоговой. Необходимо отслеживать все входящие сообщения из налоговой (например, настроить уведомления на почту, СМС).
  3. Вовремя обновляйте сертификат КЭП. Важно следить за сроком действия сертификата квалифицированной электронной подписи (КЭП) и своевременно его обновлять.
  4. Убедитесь в ответственности посредника по отчетности. Если ваша компания сдает отчетность через уполномоченную организацию, то договоритесь с ней о сроках, ответственности и способе доставки документов из налогового органа.

Направление требований и других документов налогоплательщику от ИФНС
Как отправить ответ на требование ИФНС через Контур.Экстерн
Как ЭДО помогает избежать доначисления налогов
Основы законодательства по ЭДО

Вы нашли ответ?